- Серафимовцы
- (серафимовичи) и серафимовны, или избранные братья и сестры, секта, появившаяся в Псковской губ. в семидесятых годах XIX в. Основал ее ризничий Никандровой пустыни иеромонах Серафим. По поручению настоятеля он участвовал в крестных ходах с иконою преп. Никандра и был благонадежным иноком, но как только он заметил, что народу нравится стройное пение, он составил женский хор и стал с ним обходить деревни; народу это понравилось, и он завел такие хоры еще в нескольких селениях. Когда он шел по деревням с иконою, то за ним собирались громадные толпы его почитателей. Здесь он вообразил себя избранником Божьим и таким образом сделался основателем новой секты. Свои мысли он проводил в народ во время исповеди и во время келейных бесед. Настоятелю не понравились эти ночные беседы; Серафим подал прошение об увольнении его на год для поклонения св. местам и, не дождавшись паспорта, тайно ушел из монастыря со своим келейником Андреем Никифоровым (1871 г.). Его последователи и последовательницы всевозможными способами скрывали и укрывали его. Через год он был найден в глухих лесах на севере Порховского уезда, арестован и отправлен в Петербург. Во время ареста он действовал на своих последователей через женщин, наз. матушками-игуменьями; они разделялись на больших и меньших, имели большое влияние и большие преимущества: Серафим дал им право благословления, распоряжаться ночными молитвенными собраниями, отпускать грехи, делать сборы в его пользу и принимать в общество. Число последователей стало быстро увеличиваться и стало распространяться на все уезды Псковской губ. В числе С. были люди обоего пола и разных возрастов, но больше девицы 13 - 17 лет; они называли себя сестрицами, а по отчеству серафимовнами. Для поступления в о-во требовалось: пост и молитва в продолжение 3-х дней и от 300 до 3000 поклонов. Все женщины должны были отрезать себе косы, опоясаться ремнем и обручиться кольцом, девицы в знак всегдашнего безбрачия, замужние в знак оставления супружества, а старые в знак того, что они не будут говорить с непринадлежащими их обществу мужчинами. Запрещалось есть мясо и запрещались все светские удовольствия. Учение С. письменно нигде не изложено. Из своей молельни С. отправляются в приходскую церковь к утрени. Кроме церковных песен они поют особые, составленные стихотворным размером и проникнуться мрачным настроением. Все С. имеют четки и носят темные одежды.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.